Коклюшки  


Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие и наоборот. Тонкие коклюшки легче и изящнее, но толстые коклюшки имеют свойство очень быстро запутываться сразу 20 парами. От сильного желания оборвать разом весь этот запутавшийся клубок останавливало только то, что работу надо было сдавать на оценку. Часы, проведенные за распутыванием коклюшек, были не из приятных. Перепробовав множество вариантов коклюшек, мне по душе пришлись коклюшки относительно всего среднего размера: толщины, длины.

Дерево может быть разным. Не берите слишком сухую и царапающуюся древесину, — неприятно держать в руках. Береза, елка, клен, — самые популярные материалы для легких коклюшек. Когда подушка внезапно падает с подставки, легкий вес коклюшек не оборвет начатое плетение. По сравнению с тяжелыми дубовыми коклюшками риск оборванных ниток снижается на 60%.

Особенности коклюшек. Я вам советую конец коклюшки тщательно отшлифовать, чтобы кончик был заострен. Заостренным концом коклюшки намного проще делать сцепку и зашивку.

Число коклюшек. Для сравнения: полотнянка сплетается, как правило, 6-8 парами коклюшек. Более серьезные вещи требуют большого количества коклюшек. Для начала 50 пар коклюшек хватит: они имеют обыкновение попадаться под ноги и ломаться, запутываться, теряться и теряться.


Намотка колюшек. Неоднократно наблюдая за плетущими, я не раз ужасалась их пофигизму. Им было абсолютно наплевать, как и сколько они намотают ниток на коклюшки, в результате чего у них нитки постоянно застревали в намотанном гвоздике верха коклюшек. Клубки из шерстяных ниток идеально намотаны по сравнению с намотанными коклюшками большинства.

Когда вы наматываете нить на коклюшку кое-как, при этом наматывая новую нить на остаток старой нити, вам придется столкнуться с тем, что когда нитка натянется, петля рано или поздно проваливается в сплав мотков сразу двух ниток. Вам потребуется безграничное терпение для того, чтобы:
а) найти провалившуюся петлю;
б) не дернуть изо всех сил коклюшку. Не подумайте, что терпение — моя основная добродетель. Мне противопоказано все тормозящее и медлительное, но.. Тем не менее, я заставила себя научиться наматывать ровно и туго, чем сэкономила на своих нервах.


Процесс создания кружева начинается с изготовления "сколка" - рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки. От булавок тянутся нити, навитые на деревянные палочки - коклюшки - главный рабочий инструмент кружевницы.


1.1. Основы кружевоплетения
Известно энциклопедическое определение[3]: «Кружево – сетчатая ткань из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные». Добавим, что кружева вяжут также спицами и с помощью челнока или «вилки». Из всех кружев коклюшечные выделяются сложностью и богат-ством рисунка, изящностью и воздушностью изделий. Процесс создания кружева на коклюшках трудоёмок, поэтому такие изделия всегда высоко ценились. Да и обучение плетению на коклюшках – более длительный, многоступенчатый процесс, в котором исклю-чительно велика роль наставницы, передающей ученицам как «цеховые» (местные, региональные, национальные), так и личные секреты мастерства.
По способу плетения различают следующие виды коклюшечного кружева:
Сцепное. Узор выполняется небольшим количеством пар коклюшек – от 5 до 12; для сцепа «тесёмок-вилюшек» и фоновых решёток между собой применяется крючок.
Парное (многопарное, может быть мерным). Основной узор и фон кружева выплетаются одновременно. Мерное кружево состоит из повторяющихся мотивов. Количество пар зависит от ширины кру-жева и может доходить до нескольких десятков. Процесс плетения «штучных» изделий (косынок, шарфов) в многопарной технике самый трудоемкий (в работе используется несколько сотен пар).
Численное кружево. Это несложное, красивое кружево, выплетаемое малым количеством пар, известное в России с 16-го века. Численное кружево обычно создавалось без рисунка (сколка), путем перекладывания нитей по памяти. Узоры передавались «из рук в руки». С 60-х годов 20-го века в технике численного кружева стали применяться сколки с целью сохранения узоров и передачи мастерства большому количеству учениц.

Процесс плетения кружевного узора на коклюшках за столетия практически не изменился[1, 2, 4, 5, 6]. Выделяются несколько ключевых этапов кружевоплетения. 1. Сначала создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. На рис.1.1 представлен сколок сцепного кружева, по которому сплетён узор (рис.1.2).


Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. 2. Для придания сколку прочности его укрепляют картоном или плотной бумагой, а затем закрепляют булавками на поверхности плотно набитой подушки. 3. Нить для кружева ровно и туго наматывают и закрепляют на деревянных палочках-катушках (коклюшках), которые всегда соединяются попарно: начало нити находится на одной коклюшке, а конец – на другой. 4. В точках, обозначенных на сколке (в точках накола), по ходу плетения размещают булавки, которые служат для закрепления нитей при формировании узора. 5. Манипулируя в сцепном кружеве одновременно несколькими (тремя-четырьмя) парами коклюшек («плетение горстью» – рис.1.3), создают узор строго по сколку, не допуская деформации и искажения рисунка.

Для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Валик вращают движением «от себя», постепенно вынимая булавки из сплетенного участка и перемещая их в новую область сколка. Плетение кружевного полотна выполняется по всей ширине сколка сверху вниз. В сцепном кружеве с валиком работают иначе. Так как сколок закреплён на подушке, а направление плетения меняется, то для перехода к новому фрагменту сколка подушку периодически поворачивают на некоторый угол вокруг одной, двух или всех трёх осей вращения. Плетение кружева – многодневный процесс. Во время работы кружевнице необходимо строго соблюдать чистоту нити и создаваемого кружева, а для этого требуется следить за чистотой рук и коклюшек. Каждый сплетенный участок кружева нужно защищать от пыли, закрывать его чистой тканью, прикрепленной булавками к подушке. В перерывах между сеансами всю работу следует предохранять от повреждения и загрязнения тканой накидкой («покрывашкой»). Если в процессе плетения точно выполняются все технологические приёмы и соблюдаются все меры по обеспечению чистоты, готовое кружево не нуждается в дальнейшей обработке и пригодно для немедленного применения по назначению. Однако в некоторых регионах выплетенные изделия дополнительно подкрахмаливают для придания им жёсткости. Из краткого обзора процесса плетения видно, какие инструменты и приспособления нужны для поддержки технологических операций. Рассмотрим их подробнее.
1.2. Подушки для кружевоплетения
Формы и размеры подушек весьма разнообразны. В странах западной и северной Европы, а также в северной Америке (США, Канада) применяют плоские подушки:
- круглые (рис.1.4) типа “cookie” (печенье) или “mushroom” (гриб);
kok2-2Рис.1.4. Круглая подушка

kok2-3Рис.1.5. Тороидальная подушка

kok2-4Рис.1.6. Полукруглая подушка

kok2-5Рис.1.7. Прямоугольная подушка

блочные, составленные из прямоугольных фрагментов.
Встречаются и жёсткие цилиндрические подушки. В Швеции и Франции для плетения мерного кружева применяют комбинированные подушки – на плоской (круглой или прямоугольной) подушке
устанавливают жёсткий валик (рис.1.8).


странах южной, центральной и восточной Европы (Италия, Греция, Германия, Словакия, Чехия, Россия) распространены подушки в форме мягкого валика (рис. 1.3), похожего на подлокотник старомодного дивана (по-английски он так и называется – “bolster”, т.е. диванный валик). В России встречаются местные названия валиков – бубен, барабан, куфтырь, кутуз (так в прошлом назвали мешочек с порохом, заряжаемый в ствол пушки). Неслучайно итальянские кружевницы тоже пользуются термином “tombolo” (барабан).
Подушка – одно из немногих приспособлений, которое кружевница может сделать своими руками. Из книг, содержащих исторические обзоры кружевоплетения в России и за рубежом, известно, что подушки наполнялись соломой или сеном, тщательно скатанным и плотно утрамбованным.
Традиционным наполнителем для валиков также были древесные опилки деревьев нехвойных (несмолистых) пород. Чтобы валик получился тугим и ровным, перед наполнением мешочка опилки перебирают или просеивают, удаляя крупные куски древесины или щепки.
Мешочек наполняют постепенно, утрамбовывая каждую партию опилок. Для уплотнения опилок лучше всего пользоваться пластиковой бутылкой, наполненной водой. В процессе эксплуатации валика происходит утруска опилок, поэтому время от времени их нужно добавлять.
Если нет опилок, можно использовать ольховые стружки, которые предлагаются в зоомагазинах для домашних питомцев-грызунов. Когда натуральные наполнители недоступны, валик выполняют из листовых синтетических материалов, сворачиваемых в цилиндр.
В магазинах строительных материалов можно подобрать мягкие пористые пластики, применяемые в качестве утеплителей стен и трубопроводов (этафом, изолон-пенополиэтилен). Резиноподобный поролон в силу своих физических свойств менее пригоден для изготовления подушки. Но если нет других материалов, то поверх толстого слоя поролона необходимо положить несколько слоев драпа.
В противном случае булавки будут плохо фиксироваться в валике, что в итоге приведёт к отклонению готового кружева от заданного рисунка. Конструкция валика на основе синтетических материалов состоит из каркаса, обёрнутого пористым пластиком. Каркасом для валика небольшого размера (длиной 25-40 см) может послужить пластиковая бутылка ёмкостью 3-5 л. Нужно выполнить несколько несложных операций с бутылкой.
1. Срезать горлышко бутылки.
2. Рассчитать длину и ширину первого слоя листового материала по размерам поверхности бутылки и вырезать прямоугольник.
3. Обернуть бутылку первым слоем пластика и закрепить слой «встык» (например, изоляционной лентой); соединение «внахлёст» не допускается.
4. Вырезать лист для второго слоя пластика по наружным размерам первого и закрепить его поверх первого слоя также «встык».
5. Обернуть цилиндр третьим и последующими слоями пластика. Количество слоев подбирается в зависимости от толщины листа.
Примечания.
1. Учебный валик диаметром до 20 см можно изготовить без каркаса. Жёсткость многослойного пластика вполне достаточна для поддержания формы цилиндра.
2. Для валика диаметром больше 35 см рекомендуется использовать бутыль от офисного кулера (ёмкость для охлаждённой кипячёной воды) (рис.1.9). Можно также сделать деревянный каркас типа «беличье колесо».


На валик следует надеть два чехла. Первый будет постоянным, второй – сменным, освежаемым всякий раз после снятия готового кружева с валика.
Размеры прямоугольного лоскута для чехла определяются следующим образом.
Размер первой стороны:
X1 = 2пR + P, где: R – радиус валика;
P ~ 2 см – припуск на стачивание.
Булавка при вдавливании в валик не должна упираться в поверхность бутылки. Для этого суммарную толщину слоёв пластика нужно сделать больше длины булавки на 10-20 мм. Например, при длине
булавки 30 мм потребуется пять слоёв пластика толщиной 8 мм каждый.
6. Торцы валика закрыть крышками из того же пластика.
Если чехол предполагается надевать на валик из пористого материала, к значению X1 рекомендуется прибавить 0.5 см для внутреннего чехла и 1 см для внешнего чехла. Это необходимо для натягивания чехла на валик без больших усилий.
Размер второй стороны прямоугольника:
X2 = L + 2T + 2K,где: L – длина валика;
T – добавка на торец валика (1/3 или 2/3 радиуса валика, по
желанию исполнителя);
K – припуск на «кулиску» для затягивающего шнура.
Примечание.
Перед выкраиванием лоскут рекомендуется декатировать во избежание изменения размеров чехла вследствие возможной усадки ткани после стирки.
Чехол рекомендуется шить из льняной или хлопчатобумажной ткани светлых расцветок.
Пластиковые валики получаются слишком легкими. Для надёжной установки валика в рабочем положении его массу рекомендуется увеличить до 1-3 кг, положив дополнительный груз в полость валика, например, пластиковую бутылку с гравием или мешочек с песком (рис.1.10).
Кружевнице придётся самостоятельно выбрать наиболее рациональный вариант изготовления подушки и лично опробовать его в работе, поскольку советы посторонних не всегда приемлемы.


До сих пор речь шла о подушках для работы в стационарных условиях, например, в цехе художественного промысла или дома. Но в практике кружевницы возникают ситуации, когда процесс плетения, начатый в одном месте, приходится продолжать в другом. Например, в ходе обучения кружевница выполняет задания дома,
а результаты плетения предъявляет в учебном классе. Не исключены и вынужденные переезды, которые не должны создавать длительных перерывов в работе.
В «походных» условиях очень удобны портативные (переносные) подушки для кружевоплетения. Для портативного валика рекомендуется сшить сумку-«банан». Авторы предлагают один из вариантов такой сумки (рис.1.11).
Полезным дополнением к переносному валику в сцепном кружевоплетении оказывается «патронташ» на 12 пар коклюшек. Он нужен для аккуратного и безопасного размещения коклюшек на валике с целью предотвращения обрыва и спутывания ниток во время дальнего переезда.


1.3. Инструменты кружевницы
Главный инструмент кружевницы – коклюшки. Многообразие размеров и форм коклюшек (рис.1.14) зависит от местных традиций кружевоплетения. Для каждого региона характерны своеобразные формы и размеры коклюшек, сложившиеся в течение многих десятилетий


Кружевницы, занятые художественным промыслом, не знают проблемы обеспечения коклюшками. В производственном коллективе обычно есть свои токари по дереву и столяры, а организатор производства имеет возможность заказать в мастерской большую партию коклюшек [7].
Труднее приходится любительницам надомного кружевоплетения, которым не по карману крупные заказы (если говорить о многопарном кружеве), а в розничной продаже в России коклюшки встречаются крайне редко. Кружевницы, имеющие доступ к сети Интернет, могут найти рекламу частного производства коклюшек и поставки столь необходимого инструмента, например, кукарские коклюшки (www.alex-spacon.ucoz.com) из можжевельника.
Помимо коклюшек кружевнице необходим типовой набор металлических инструментов.
1. Для плетения сцепного кружева нужен тонкий вязальный крючок (рис.1.15).


Размер крючка зависит от толщины нити. Так, например, сцеп нитей мулине в два сложения лучше выполнять крючком № 0.5 или № 0.55. Более «тонкая» работа выполняется крючком № 0.4. Нитки типа «Снежинка», «Лилия», «Роза» требуют использования крючка № 0.6.
2. Обрезку нити выполняют маленькими ножницами для вышивания (рис.1.16).


Встречаются региональные названия этого инструмента – «наколюшка», «колотель», «кололка». Булавка при вдавливании иногда натыкается на препятствие. Если валик наполнен стружкой, таким препятствием оказываются кусочки древесины. Не стоит продолжать вдавливание во избежание деформации булавки и травмирования пальцев.
Лучше сделать «накол» шильцем, а затем вставить булавку. Такая же ситуация возникает и при наполнении валика пенополиэтиленом высокой плотности. И в этих случаях предварительно «прокалываются» все текущие точки «накола».
В 19-м веке шильце применялось для переноса рисунка с готового кружева на картон и для тиражирования сколков. При этом кружево плели по точкам, без прорисовки сколка.
Приобретение шильца нередко оказывается затруднительным. В учебных пособиях предлагаются «домашние» способы изготовления шила, например, из большой швейной иглы, закреплённой тупым концом в деревянном стержне (рис.1.18), предварительно размягченным путём кипячения в воде в течение 10 минут.


Перечисленные инструменты продаются как порознь, так и в комплекте с пинцетом и ножницами.
6. Очень полезным оказывается приспособление для закрепления нескольких коклюшек, неиспользуемых в данный момент в работе. Это зажимы для коклюшек, которые можно приобрести в магазинах для рукоделия. Они удерживают коклюшки на подушке (валике) и препятствует спутыванию нитей во время транспортировки валика или длительного перерыва в работе.
Кружевница и сама может изготовить такой зажим (рис.1.22). Для этого потребуется школьная деревянная линейка длиной от 10 до 15 см. С обоих концов каждой линейки делается пара пропилов глубиной 5-6 мм и шириной 2-3 мм. В пропилах закрепляется банковская резинка (предназначенная для стягивания пачки купюр).


Зажимы для коклюшек традиционно используют в технике многопарного плетения на плоских подушках на Западе. В России коклюшки перекладывают многочисленными ткаными салфетками.
Процесс кружевоплетения становится более совершенным, когда он обеспечивается техническими приспособлениями, в том числе подставкой для подушки, устройствами для намотки нити на коклюшки и прочей оснасткой. К сожалению, все они достаточно сложны для изготовления человеком, никогда не державшим в руках дрели, ножовки и напильника.
Теоретически для создания нестандартной оснастки для кружевоплетения требуется как инженерно-конструкторская подготовка, так и владение рабочими профессиями – токаря по дереву и металлу, столяра, слесаря-сборщика и т.д.
Однако, по опыту «домашних умельцев», вовсе необязательно быть дипломированным инженером-механиком или квалифицированным рабочим, чтобы в «суровых» условиях импровизированной домашней мастерской (обычно в городской квартире) создать полезное приспособление для кружевницы при весьма ограниченном наборе инструментов и материалов. В следующих главах авторы пытались доказать это.
2.1. Требования к подставкам для валиков
В Индии и в странах Ближнего Востока кружевницы плетут, сидя на коврах, циновках или матах. Кружевницы европейской школы работают, сидя на стуле. Поэтому подушка с укреплённым на ней сколком должна быть поднята на высоту 60 – 90 см от пола, а для этого нужен стол или специальная подставка.
Благодаря подставке валик занимает определённое пространственное положение в прямоугольной системе координат XYZ. Будем считать, что оси OX и OY координатной системы находятся в горизонтальной плоскости и ориентированы по осям симметрии подставки, а вертикальная ось OZ проходит через центр тяжести валика (рис.2.1).


Рис.2.1. Пространственные координаты валика
Положение валика в трёхмерном пространстве удобно описывать угловыми координатами вектора А, проведённого через центр тяжести по продольной оси. Длина вектора безразлична, так как валик
в работе над кружевом неподвижен и приводится в движение только
во время смены его положения.
Положение валика задаётся линейной коордитнатой h (высотой центра тяжести над несущей поверхностью) и тремя угловыми координатами, в числе которых:
? – угол поворота валика вокруг вертикальной оси ОZ (азимут);
? – угол наклона продольной оси валика к горизонтальной плоскости XOY (тангаж);
? – угол поворота валика вокруг его продольной оси (крен).
Подставка должна обеспечивать кружевнице повороты валика по азимуту без ограничения (т.е. на 360 градусов), по тангажу от 0 до 30 градусов и по крену в пределах ± 45 градусов. Таковы условия плетения сцепного кружева.
В процессе плетения центр тяжести валика остаётся неподвижным на высоте, выбранной до начала работы с учётом диаметра валика, роста кружевницы и высоты стула, на котором она сидит.
При натяжении нити валик не должен изменять своего положения, заданного кружевницей. Однако он должен легко поворачиваться, когда кружевница переходит к очередному фрагменту сколка.
Таким образом, к подставке предъявляются два противоречивых
требования:
лёгкая управляемость при смене положения валика;
жёсткая фиксация во время плетения кружева.
Попытки выполнить трудно совместимые требования породили множество вариантов подставок для валиков. Всё известное многообразие конструкций сводится в три группы:
подставки с горизонтальной платформой;
подставки с наклонной платформой;
подставки с шаровой опорой.
В этом перечне группы расположены в порядке их эволюционного развития.
Подставки первой группы имеют многовековую историю и продолжают повсеместно использоваться до сих пор.
2.2. Подставки с горизонтальной платформой
Выбрав горизональную поверхность для валика, кружевница должна позаботиться о том, чтобы он не катался произвольно. Для этого достаточно подложить что-нибудь под него, например, кусок поролона, края которого скручены с двух сторон в рулон (рис.2.2).


Нередко подставкой служит какая-нибудь коробка, случайно оказавшаяся под рукой. Коробку устанавливают также на случайную поверхность – стул, табурет, низкий столик. В некоторых книгах рекомендуют сделать дома простейшую подставку, в которой всего четыре детали – две вертикальные стенки (из фанеры или досок) с полукруглыми вырезами по диаметру валика, и две планки, соединяющие стенки.
Свою самую первую подставку для маленького учебного валика (рис.2.4 и рис.2.5) авторы данной книги сделали из древесно-стружечной плиты, затратив на сборку не более 30 минут.


Если мастер располагает стационарным оборудованием для обработки древесины (токарным и фрезерным станками), то подставка получается более изящной.
Для начинающей кружевницы указанные технические решения выглядят неплохо (главное – плетение кружева началось!), но уже на первых сеансах работы она обнаруживает, насколько подставка далека от идеала. Действительно, валик приходится вынимать из подставки, чтобы повернуть сколок на несколько градусов. Валик нужно вращать по азимуту на столешнице вместе с подставкой. Для создания наклона по тангажу под коробку приходится подкладывать случайные вещи, например, бруски или книги. В довершение всех неудобств выясняется, что валик «ёрзает» на подставке, так как ничего не предусмотрено для его надёжного сцепления с подставкой.
Исключение составляет авторская подставка (рис.2.5), так как валик втискивается с натягом между двумя или всеми четырьмя вертикальными стенками, благодаря чему невозможны смещения валика относительно лотка.

Новички, обучаемые в традиционных русских центрах кружевоплетения, сразу получают более совершенную оснастку, именуемую «к?злами». Это полный аналог козел, на которых в северных сёлах России распиливают «кругляк» на дрова, но выглядят они гораздо изящнее, так как предназначены для более «тонкой» работы. Английские кружевницы называют такую подставку «конём» (horse).
«Козлы» – незатейливое приспособление, состоящее из двух складывающихся рамок. Несмотря на неполное удовлетворение требований, предъявляемых к подставке, «козлы» до сих пор широко распространены в России благодаря простоте, надёжности и дешевизне конструкции (рис.2.6). Да и делаются они из местных подручных материалов.
Типовые «козлы» имеют следующие функциональные особенности:
- ширина рамок допускает установку валиков разной длины (нескольких типовых размеров);
- переменный угол раствора рамок позволяет устанавливать валики разных диаметров;
- высота подставки соответствует антропометрическим данным сидящей кружевницы.


Выбранный угловой раствор подставки фиксируется лентой (ремешком, тесьмой, верёвкой), связывающей нижние (реже – верхние) горизонтальные рейки рамок.
В Вятском крае [9] профессиональные кружевницы пользуются «козлами», у которых верхние планки имеют дугообразную форму (рис.2.7).
«Козлы» повсеместно используются и за рубежами России. Итальянские кружевницы устанавливают валик на подставке не «по канону» (т.е. горизонтально), а поперёк «козел», причём с наклоном. А ведь это не что иное, как попытка выйти из имеющейся группы подставок. Остаётся сделать ещё один шаг – и возникнет идея наклонной платформы (так, наверное, и случилость когда-то в Германии).
Полезно взять на заметку особенности итальянской подставки:
«козлы» имеют разновысокие рамки;
боковые брусья рамок выступают над несущими планками.

Рис.2.7. Вятские «козлы»
Опробовали «козлы» и авторы данной книги. По нашему опыту, владея всего лишь ножовкой и дрелью, в домашних условиях подставку для валика (рис.2.8) можно «смастерить» всего за два-три часа.
kok4-1
«Козлы», изготовленные авторами книги, состоят из двух рамок, соединённых двумя болтами-полуосями. Для этой подставки потребовались сосновые рейки сечением 40 х 16 мм и 16 х 16 (для валиков диаметром больше 40 см нужны рейки большего сечения), шурупы-«саморезы» и минимум фурнитуры – четыре мебельных уголка и пара болтов длиной 50-60 мм с гайками М8. Прочность и жёсткость подставке придают четыре фанерные косынки и рейка, на концах которой установлены полуоси вращения рамок.
Если «козлами» необходимо оборудовать учебный класс хотя бы на 10-15 рабочих мест или обеспечить подставками несколько десятков кружевниц, работающих на дому, потребуются услуги квалифицированного столяра и стационарное оборудование для изготовления рамочных деревянных конструкций, соединяемых под прямым углом способами «ласточкин хвост» или «шипом в гнездо», причём с применением клея [10]. Такие сочленения гарантируют прочность подставки при достаточно больших нагрузках, которым подвергаются стыки деревянных брусьев. Подобные нагрузки неизбежны во время многократных манипуляций с тяжёлыми валиками (весом не менее 5 кг).
В процессе плетения на «козлах» кружевнице иногда приходится наклонять «на себя» всю подставку с валиком, перенося вес на две ближайшие точки опоры «козел» (рис. 2.9
kok4-3
3.1. Технология расщепления пряжи
Современные русские кружева плетут из разнообразных ниток в зависимости от традиций и технологий, принятых в том или ином регионе. Применяют отбеленную или суровую льняную пряжу, шёлк, синтетические волокна, хлопчатобумажную пряжу семейства «мули-не» (от французского moulinet – нитки), реже – шерстяную и металли-зированную нить.
Технологии плетения высококачественных кружев основаны на использовании тончайшей пряжи. Когда нитей нужной толщины нет, прибегают к расщеплению пряжи. Расплетание, практикуемое в домашних условиях, весьма трудоёмко. Поэтому авторы данной книги попытались по-своему решить задачу.
Процесс расщепления пряжи «мулине» (рис.3.1) расчленяется авторами на три последовательно выполняемые операции:
перемотка пряжи с мягкого бескаркасного рулона («пасмо») на промежуточный клубок;
расщепление пряжи на три нити в два сложения и намотка на промежуточные катушки;
перемотка нитей с промежуточных катушек на катушки, хранящие нить до намотки на коклюшки.
Для каждой из трёх операций созданы отдельные приспособления.
kok4-4
3.2. Приспособление для перемотки пряжи с мягкого рулона на клубок
Сразу оговоримся – операция настолько проста, что её можно выполнять на оснастке, сооружённой из подручных средств. Такие технические решения обычно называют «маленькими домашними хитростями».
Можно, например, подобрать пластиковую бутылку диаметром не менее 10 см с коническим завершением верхней части. Рулон «пасмо» надевается на горлышко бутылки, заполненной водой для увеличения массы с целью повышения устойчивости основания.
В процессе сматывания пряжи лёгкий рулон вращается на неподвижной бутылке. Разумеется, будут ощущаться некоторые неудобства, обусловленные примитивностью конструкции, но, тем не менее, задача решается вполне удовлетворительно.
Специализированное приспособление для перемотки должно устранить главный недостаток «бутылочной» конструкции – стягивание и запутывание нитей. С этой целью вместо бутылки рекомендуется воспользоваться спиннинговой катушкой диаметром порядка 10 см (рис.3.2). Это готовое промышленное изделие, выполненное
на шариковом подшипнике. Оно требует некоторой доработки – подготовить катушку для установки рулона, закрепить катушку на плат-форме или прикрепить струбциной к столешнице. Для этого пригоден «штатный» кронштейн, предназначенный для установки катушки на удилище.
kok4-5
Наконец, можно отказаться от поиска готовых узлов, созданных для решения каких-то других задач, и сконструировать специализи-рованное приспособление для перемотки пряжи. Оно должно обеспе-чивать такое же легкое вращение рулона, как на катушке спиннинга, и, кроме того, допускать регулировку размеров диаметра катушки по размеру рулона. Всё перечисленное доступно в домашних условиях, но это уже задача для «оч.умелых» рук.
Кинематическая схема авторской «моталки» показана на рис.3.3. Вертикальная ось основания 1, имеющего форму диска, закреплена нижним концом в подшипнике 2. На основании 1 установлены с шагом 90 градусов четыре клина 3, которые могут синхронно скользить в вертикальной плоскости по поверхности основания 1 вдоль радиуса при перемещениях распорной пластины 4 вверх или вниз. С наружной стороны каждого клина имеется выступ для свободной укладки рулона пряжи 5. Положение клиньев регулируется по диаметру рулона. При сматывании пряжи с рулона основание легко и плавно вращается вместе с рулоном.
На кинематической схеме не отражены две важные особенности конструкции.
Клинья постоянно стягиваются спиральными пружинами к оси вращения основания.
Распорная пластина 4 фиксируется в положении, соответствующем размеру рулона. При снятии фиксации она поднимается вверх под действием пружин, стягивающих клинья, и тогда расстояние L между периферийными поверхностями клиньев, соприкасающимися с рулоном, автоматически уменьшается. С целью уменьшения трения между распорной пластиной и рабочей поверхностью клина, на последней полезно закрепить пластиковую накладку с зеркальной поверхностью, которая всегда присуща изделиям, изготовленным в прессформе.
kok4-6
3.3. Приспособление для расщепления пряжи
«Мулине» скручивается из шести или двенадцати хлопчатобумажных нитей. Для плетения кружева требуются более тонкие нити, которые можно получить путём расщепления исходной пряжи.
Расплести рулон пасмо оказывается не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Немедленно выясняется, что оператору неплохо бы иметь третью и четвёртую руку, т.е. без помощника не обойтись.
Задача расщепления формулируется так:
вытянуть из пряжи, намотанной на клубок-отвес, три потока нитей, поддерживая одинаковые силы натяжения каждой из них, и уложить расщеплённые нити на раздельные катушки;
обеспечить приостановку расщепления на время сматывания очередной порции пряжи с клубка и её раскручивания под действием силы тяжести отвеса;
расщепление выполнять с минимальным количеством прикасаний пальцами к нитям (особенно это важно при расщеплении белой пряжи).
Проблема регулирования натяжения нити возникает потому, что при расщеплении скрученной пряжи «набегает» значительное расхождение в длине нитей, и в результате самая длинная из них провисает с нулевым натяжением.
Возникает аварийная ситуация. Оператору приходится приостанавливать работу и устранять провисание, доматывая накопленный «излишек» на катушку «аварийного» канала. И при этом, конечно, не избежать лишних прикосновений пальцами к нити.
Для устранения провисания нити авторы данной книги предложили принципиальную схему расщепления на основе двух гравитационных компенсаторов (увы, опять не обойтись без научных терминов). Принцип действия показан на рис.3.5.
Клубок-отвес 1 массой порядка 100-150 граммов свободно висит на выпущенном отрезке пряжи длиной L = (1 … 1.5) м и вращается, раскручивая пряжу (она показана пунктиром). От направляющей гребёнки 2 пряжа расходится на три направления. Между гребёнками 2 и 3 каждая нить проходит под роликом 4, опускаемым силой тяжести F1 внешнего груза (сам ролик лёгкий).
kok5
После гребёнки 3 нить проходит над роликом 5, а затем под роликом 6. Ролики 5 и 6 установлены на диске 7, который под действием нагрузки F2 стремится повернуться по часовой стрелке.
От ролика 6 нить поступает через направляющую гребёнку 8 на катушку-приёмник 9 (всего их три), установленную на главном валу. Вал приводится в движение рукой оператора (кружевницы). При нормальном натяжении расщеплённой нити наступает баланс всех сил тяжести и трения. В этом случае ролик 4 занимает самое верхнее положение (на уровне опорных поверхностей гребёнок 2 и 3), а диск поворачивается так, что центры роликов 5 и 6 располагаются на горизонтальной линии. Как только одна из трёх нитей оказывается длиннее других, соотношение сил изменяется, и в «аварийном» канале устройства баланс наступает при другом расположении роликов.
Возникшая «слабина» нити мгновенно компенсируется за счёт того, что ролик 4 «проваливается» до определённой глубины, а диск 7 поворачивается так, что ролик 6 оказывается ниже ролика 5.
Путь нити от клубка до приёмной катушки в этом канале автоматически удлиняется, а сила натяжения всех трёх нитей оказывается одинаковой.
Когда текущий отрезок пряжи длиной L расплетён, вращение дисков и приёмных катушек необходимо затормозить, «отпустить» с клубка новый отрезок и дать ему время на раскрутку пряжи, а затем освободить подвижные части от торможения и продолжать расщепление. За время эксплуатации приспособления практически не было аварийных «остановок» механизма, а все паузы были только необходимыми для перехода к новому отрезку исходной пряжи, «отпущенному» с клубка. Операция расщепления пасмо «мулине» длиной 20 м на три сдвоенных нити длится не более 10 минут. Расщепление льняной нити фирмы «Камтекс» (Камский текстиль) длиной 30 м, отмотанной со стандартного мотка (100 г, около 360 м), занимает 15 минут.
Заметим, что применение двух компенсаторов разных конструкций не является обязательным. В каждом из них заложен один и тот же принцип действия, поэтому вполне можно было бы заменить дисковый компенсатор (5, 6, 7) более простым «проваливающимся» роликом, аналогичным ролику 4. Но так как «расплеталка» уже изготовлена и используется по назначению, авторы решили сохранить механизм в первоначальном виде, а заодно и показать здесь два варианта компенсации.
Принципиальная схема механизма расщепления, показанная на рис.3.5, допускает множество способов построения кинематической схемы приспособления. Покажем один из них на примере действующего образца «расплеталки» в двух проекциях – горизонтальной (рис.3.6) и вертикальной (рис.3.7).
На платформе 1 установлены три функциональные узла:
блок 2 с тремя катушками для приёма расплетённых ниток;
блок 3 с направляющими для укладки витков ниток на катушках;
блок 4, содержащий три дисковых компенсатора с общим механизмом торможения дисков.
kok5-1
К платформе 1 прикреплена рамка 5, несущая две неподвижные гребёнки 6 и 7.
Катушки-приёмники установлены на общем валу, концы которого закреплены на стойках с шариковыми подшипниками. На правом конце вала установлен маховик 8 с рукояткой вращения. Тормозной механизм маховика выполнен в виде толкателя 9, в верхней части которого закреплена полоска пористой резины. В процессе расщепления толкатель под действием собственного веса занимает крайнее нижнее положение, а при временной остановке работы он переводится в крайнее верхнее положение и прижимается к ободу маховика, препятствуя его вращению.
Тормозной механизм дискового компенсатора содержит планку, закреплённую концами на шарнирах. На правом конце оси вращения планки установлена ручка управления. Под каждым диском компенсатора размещена гибкая пластина. На стороне пластины, обращённой к диску, имеется резиновая прокладка. В режиме торможения планка поворачивается с помощью ручки управления и фиксируется в положении, при котором пластины с резиной прижимаются к дискам. При переходе к операции расщепления оператор снимает фиксацию планки, и она под действием пружины возвращается в исходное состояние, освобождая диски.
Механизмы автоматического регулирования натяжения расплетённых нитей содержат рычаги 10 и 11. Рычаг 10 правым концом связан шарниром с платформой 1 и подвешен гибкой нитью к диску компенсатора. Нить проложена по периферийному желобку диска и закреплена на диске в точке, близкой к первому ролику. Сила F2 натяжения нити складывается из двух составляющих – собственного веса рычага 10 и дополнительного груза 12, закреплённого на левом конце рычага. Масса груза 12 подбирается при настройке приспособления в зависимости от длины рычага 10 (обычно в качестве груза достаточно установить гайку М10).
Рычаг 11 связан правым концом шарнирно с платформой 1. На его левом конце установлен первый ролик, натягивающий расплетённую нить между гребёнками 6 и 7. Сила F2 определяется массой рычага 11; дополнительный груз не требуется.
Диапазон вращения рычага 10 ограничен длиной нити подвеса к диску. Рычаг 11 следует связать с платформой 1 нерастяжимой нитью, задающей допустимую глубину «провала» ролика. Кроме того, рычаг 11 рекомендуется связать нерастяжимой нитью с рычагом 10. Дело в том, что первым реагирует на ослабление нити дисковый компенсатор. Когда он исчерпает собственные возможности удлинения траектории расплетенной нити, он приведёт в движение рычаг 11 с помощью гибкой тяги.
На время «отпускания» очередного отрезка пряжи с шарового клубка рычаг 10 принудительно переводится оператором в горизонтальное положение и фиксируется в этом состоянии. При этом рычаг 10 подталкивает своим нагруженным левым концом рычаг 11, заставляя подняться и его. Кроме того, рычаг 10 поднимает шток (толкатель) механизма торможения махового колеса.
После выпуска с клубка нового отрезка пряжи оператор освобождает рычаг 10 от фиксации. При этом весь механизм автоматически приводится в рабочее состояние и расщепление пряжи продолжается.
Блок направляющих 3 не относится к числу обязательных, но его присутствие в кинематической схеме оказывается полезным для получения более равномерного распределения витков нити на катушках-приёмниках. Без этого блока витки расщеплённой нити укладываются на всех катушках бесформенным «бугром».
Чтобы не загромождать основную часть схемы, на рис.3.6 показан только исполнительный узел 3 устройства для укладки витков.
Для идеального распределения витков по поверхности приёмной катушки требуется механизм, обеспечивающий возвратно-поступательные движения одновременно трёх направляющих с постоянной линейной скоростью вдоль оси вращения катушки.
Такой механизм имеется в любой швейной машинке для намотки ниток на катушку. С его принципом действия можно всегда ознакомиться, однако повторить его в домашних условиях достаточно сложно. Поэтому приходится отказываться от оптимальной укладки витков и соглашаться на некое приближение к идеалу.
Конструктору-любителю в домашних условиях вполне по силам осуществить два механизма преобразования вращательного движения вала в поступательное движение направляющих:
кривошипно-шатунный (рис.3.8),
эксцентриковый (рис.3.9).
Устройство для укладки витков на приёмные катушки состоит из двух узлов – редуктора и исполнительного узла с направляющими для нитей. Оба механизма укладывают витки неравномерно по длине катушки (рис.3.10).
Плотность витков больше на концах, меньше в середине. В равных условиях неравномерность намотки в обоих случаях оказывается практически одинаковой. Однако кривошипный механизм сложнее в изготовлении и имеет принципиальный недостаток – у шатуна случаются торможения в двух «мёртвых точках», и его иногда приходится подталкивать.
kok5-3
Эксцентриковый механизм конструктивно проще и надёжнее в работе. Кроме того, эксцентриковый механизм можно дополнительно скорректировать с целью получения более равномерной укладки витков по всей длине катушки.
Назначение редуктора – обеспечить вращение эксцентрика с угловой скоростью в 30 – 40 раз ниже скорости вращения катушек.
Общеизвестны принципы понижения угловой скорости с помощью следующих механизмов:
колёсные пары с ремённой передачей;
фрикционные колёсные пары;
зубчатые колёсные пары (цилиндрические и конические);
червячные пары.
Редуктор для укладки витков отличается малой мощностью, поэтому его можно изготовить без специального оборудования и сложной оснастки, пользуясь готовыми деталями промышленного изготовления. В любительских условиях легко реализуются механизмы, в основном, трёх первых типов.
Ремённая передача относится к числу простейших в исполнении. Она неприхотлива и прощает все неточности изготовления. Если нет готовых шкивов (дисков), их можно вырезать их фанеры толщиной 10 мм и по периметру пропилить канавку круглым напильником.
В качестве ремня пригодны резиновые кольца круглого или квадратного сечения, а также плоские кольца.
Немного сложнее фрикционные пары. Одно из колёс может быть выполнено из твёрдого материала (металл, пластик, дерево). Для достижения «чистой» поверхности идеальной цилиндрической формы оно должно быть выполнено на токарном станке. Мастеру – любителю придётся подбирать готовое колесо. Второе колесо для получения хорошего сцепления пары должно иметь мягкую поверхность, которой обладает, например, резиновый обод или диск из гибкой пластмассы. Обрезиненные колёса имеются во многих детских игрушках и в конструкторских наборах. Идеально подходят упомянутые выше ролики для спортивных досок. Хорошее сцепление даёт фрикционная пара из двух колёс с мягким ободом.
Зубчатые пары можно заимствовать из разнообразных источников – детских конструкторских наборов, крупных часовых механизмов и даже из старых радиоприёмников, где они используются в устройствах для перемещения стрелки-указателя шкалы настройки.
Пример кинематической схемы редуктора в авторском исполнении показан на рис.3.11.
kok5-6
На главном валу 1 закреплены три приёмные катушки. На правом конце вала установлено маховое колесо 2 ручного привода «расплеталки». Левый конец вала 1 соединён резиновым ремнём 3 с колесом 4, сидящим на одной оси с первым колесом 5 второй ремённой пары.
Второе колесо 6 той же пары образует с колесом 7 фрикционную пару, предназначенную для выполнения двух функций:
перевод вращения в вертикальную плоскость, параллельную оси вращения главного вала 1;
вращение колеса 8, несущего эксцентрик 9, который обеспечивает возвратно-поступательное движение оси ролика 10.
Колесо 7 жёстко связано осью с диском 8, на котором закреплён эксцентрик 9. К поверхности эксцентрика 9 прижимается опорный ролик 10, ось вращения которого совершает возвратно-поступательные движения (качания) в плоскости вращения эксцентрика.
Скорость вращения маховика 1 понижается двумя ремёнными парами в 40 раз. Фрикционная пара выполнена из колёс одинакового диаметра. Итак, общая редукция составляет 1:40.
Преобразование равномерного вращения в возвратно-поступа-тельные движения поясняет кинематическая схема, представленная на рис.3.12. В процессе расщепления пряжи диск 8 вращается с постоянной угловой скоростью в одном и том же направлении. Опорный ролик 10 постоянно прижимается к эксцентрику 9 пружиной 11.
kok5-7
катушку хранения
Смещённый диск эксцентрика 9 заставляет ролик 10 качаться на рычаге 12. Рычаг 12 с помощью нерастяжимой нити 13 увлекает за собой тягу 14, которая водит рычаги сразу трёх направляющих 15, 16, 17. Нити, проходя через прорези элементов 15, 16 и 17, периоди-чески изменяют направление движения вдоль катушек. Профиль укладки витков точно повторяет форму, показанную на рис.3.10. Если проведена коррекция эксцентрика, витки укладываются равномерно.
Общий вид устройства для расщепления пряжи представлен в двух ракурсах на фотографиях (рис.3.13 и рис.3.14).
kok5-8
На рис.3.13 видны почти все основные узлы:
главный вал с тремя катушками и маховиком;
редуктор слева от главного вала;
эксцентриковый механизм с тремя направляющими для укладки витков;
блок из трёх дисковых компенсаторов с планкой торможения перед ними;
рамка с двумя гребёнками;
блок из трёх рычажных компенсаторов, наблюдаемых через рамку;
коробка для хранения клубка (на фотографии видно, что в коробку положены три катушки с расщеплёнными нитями).
На рис.3.14 хорошо различимы узлы:
блок торможения маховика;
рычажные компенсаторы под гребёнками;
рычаги, связанные нитями с дисковыми компенсаторами
kok5-9








4.1. Традиционная оснастка
Приспособления для намотки ниток на коклюшки имеют такую же многовековую историю, как и плетение кружев. Подставки для подушек и «моталки» – это самые первые устройства, затребованные кружевницами. И такие приспособления появились ещё до изобретения паровых машин и электричества. Поэтому в наше время создать оригинальные «моталки» ещё труднее, чем изобрести велосипед, склоняемый как символ бесполезного изобретательства. Похвально, если удастся придумать что-то полезное для кружевниц, но будет ли приспособление новым? Вряд ли.
Самым простым способом намотки ниток на коклюшки издавна пользуются испанские кружевницы. Их технология напоминает первобытный способ добывания огня трением деревянной палочки, которую попеременно вращают в двух направлениях ослабленной тетивой лука, охватывающей палочку одним витком. Разница в том, что у кружевниц неподвижна «тетива», а палочка (коклюшка) перемещается вдоль «тетивы». Вместо тетивы кружевницы используют прочную тонкую нить длиной 40 – 50 см, (website: www.geocities.com/carolgallego).
Кружевницы, использующие одновременно десятки и сотни пар коклюшек, не могут обойтись без технических приспособлений для намотки нити на коклюшки. Это они подталкивают изобретательскую мысль.
Из одного столетия в другое переходят два способа ускоренной намотки.
Способ 1. Коклюшке отводится роль ведомого колеса в паре с ведущим маховиком, вращаемым рукой (рис.4.1).
Маховик 1 и коклюшка 2 охватываются приводным ремнём 3, образуя колёсно-ремённую пару. Ремень 3 прижимает коклюшку 2 к стойке 4, имеющей в верхней части паз для ремня. Диаметр маховика в 8-10 раз больше диаметра ручки коклюшки, во столько же раз повышается и скорость вращения коклюшки.
kok6
Рис.4.1. Кинематическая схема намотки нити на коклюшку 1-м способом
Первый способ хорош своей нечувствительностью к изменениям длины коклюшки. Его недостаток – зависимость от формы ручки коклюшки. Если она цилиндрическая или коническая, коклюшка быстро сползает вдоль оси вращения. Этот недостаток устраняется двумя методами:
формированием «талии» ручки; такая коклюшка автоматически позиционируется в устойчивой точке с наименьшим диаметром ручки;
установкой направляющей вилки для ремня и/или опорной пластины, в которую упирается конец коклюшки.
Способ 2. Концы клюшки 1 зажимаются между двумя вращающимися опорами 2 и 3 (рис.4.2). Правая (активная) опора 3 жёстко соединяется с ведомым колесом 4, которое связано приводным ремнём 5 с маховиком 6. Левая вращающаяся опора 2 – пассивная. Она устанавливается на левой стойке 7, а ведомое колесо 4 – на правой стойке 8. Маховик 6 укрепляется на стойке 9.
kok6-1
.2. Приспособление для намотки нити на коклюшки одного типового ряда
Обследование российских коклюшек, побывавших в руках авто-ров данной книги, даже при весьма ограниченной статистике выявило некий усреднённый ряд (рис.4.5) с размерами:
длина L = 160 ± 15;
длина шейки коклюшки s = 40 ± 10; цилиндр диаметром 5 ± 1;
длина ручки z = 60 ± 16; форма – конус; максимальный диаметр 15 ± 2, минимальный – 6 ± 2;
головка в форме полусферы радиусом 8 ± 2.
kok6-2


 
Hosted by uCoz